Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Кавказ — 2013: с миром или войной
10 января 2013 17:08 Четверг

Прошлый год подтвердил общий тренд последних лет, в течение которых в России происходил рост межнациональной напряженности. Ничто не говорит о том, что в 2013 году жить станет легче - даже предновогодняя пора запомнилась конфликтами в Ставрополье. Есть ли шанс выбраться из этой «ямы» в ближайшие годы?

 

Нам не хватит места, если мы займемся перечислением всех прошлогодних конфликтов, имевших межнациональную подоплеку. Сейчас обозначилась новая тенденция - в обществе больший резонанс вызывают проблемы миграции. И если посмотреть на опыт прошлых времен, то под тяжестью баталий, связанных с темой миграции, кавказская тематика может потерять актуальность. Вспомним: лет двадцать назад межнациональные трения также занимали умы людей, только в роли субъекта проблемы выступали грузины, армяне, а еще раньше, совсем давно - евреи. Кто об этом сейчас помнит? В общем-то нет ничего плохого в том, что русско-кавказские трения на время уйдут с активной сцены. Но проблема сама по себе не решится, а наоборот, может возникнуть "точка невозврата" в отношениях двух частей общества одной страны.

В русско-кавказском дискурсе сегодня участвует каждый, кому не лень. Начиная от ученого со степенью доктора наук до анонима в Ютубе, смелости которого хватает лишь для того, чтобы оскорбить оппонента. Отсюда вал дилетантства, каша в головах людей, которую отлично используют СМИ в борьбе за рейтинг. В кавказском дискурсе переплелись несколько совершенно разных по сути направлений, и стоило бы их для начала обозначить. Здесь и социальная, и культурная, и религиозная, и географическая составляющая.

Начнем с самого простого - с географии. Много ли вы слышали новостей о конфликтах, в которых одной из сторон была бы осетинская диаспора? Или выходцы из Адыгеи? По существу, весь русско-кавказский конфликт фокусируется на трениях, возникших между выходцами из Дагестана и славянским населением. Реже, но бывают в качестве субъекта конфликтных ситуаций выходцы из Чечни и Ингушетии, и еще реже, но фигурируют - выходцы из Азербайджана. Имеющиеся исключения, в частности история жителя Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова, только подтверждают правило. Уже эта информация отвечает на многие моменты русско-кавказской проблематики. По большому счету, пока мы имеем не столько столкновение Северного Кавказа и "большой" России, сколько столкновение исламской традиции с культурой и образом жизни современной светской страны. Впрочем, это всего лишь деталь общей картины. Идем дальше.

Сейчас мы локализовали регион, который в основном является источником проблемы. Попробуем теперь рассмотреть "целевую аудиторию" конфликта. Это молодежь. Давайте вспомним, когда в последний раз где-нибудь у метро схлестнулись бы в бою великовозрастные дагестанские аксакалы и ядреные русские мужики? Современная кавказская молодежь значительно менее интегрирована в жизнь большой страны, нежели старшее поколение. Старшие владели двумя форматами жизни - локальным, собственной культурной среды, и большим, общим для всей громадной державы. У нового поколения этой адаптации нет в силу очевидных причин. И именно на этом поле происходит столкновение. То есть для значительной массы выходцев с регионов северо-восточного Кавказа современная российская культура - это нечто чужое и непонятное. Но давайте пройдем по московской улице и спросим москвичей: является ли культура народов Дагестана или, допустим, Чечни для них своей культурой. Я думаю, ответ очевиден.

Поговорим теперь про культурную сторону этой проблематики. В авангарде межнационального напряжения находится молодежь. Как воспитана современная кавказская молодежь, что является ее символами? Низкопосаженная "тачка" Лада «Приора», айфон, рассказы о подвигах влиятельных родственников, и в целом вообще эстетика понта. Можно добавить сюда еще и ставшие стереотипными красные мокасины с прочими яркими образами.

Что представляет из себя российская молодежь в целом, что является ее символами? Одноклассники, банка пива, правильный пацан Серый из соседнего подъезда, который и с ментами, и с ворами как свой. Добавим сюда Ксюху из микрорайона: ей лет 17, она хлещет коктейли у подъезда и о ней говорят, что она «всем дала». Хотя на самом деле просто говорят. Получаем более или менее объемный портрет современной российской молодежи. За последние двадцать лет произошла катастрофа в смысле культуры, образования и воспитания вообще в молодежной среде. Деградация произошла и в стране в целом, и на Кавказе в частности, просто развивалась эта деградация по разным направлениям - в России торжествовало бескультурье, на Кавказе утверждались псевдо ценности из смеси криминальных понятий, не до конца выученных норм адата и недопонятого ислама. И сегодня эти гремучие смеси сталкиваются на улицах больших российских городов.

Но это одна сторона медали. Другая в том, что все-таки не быдло формирует культурные тренды. В той части Кавказа, о которой мы говорим, на сегодня протест против общероссийского бескультурья, тоннами льющегося с экранов телевизора, уже вполне оформился в очень заметное движение отрицания всего, что связано с образом жизни, культурой и эстетикой большой страны. В этом одна из причин, кстати, победного шествия радикального ислама по северо-восточной части региона. Если добавить к этому развал социальной и административной функции государства в этом регионе, то получаем ясную картину ухода от России, от всего, что с ней связано, начиная с правовой системы и заканчивая культурой. То есть страна в целом и большая часть большого региона движутся в прямо противоположных направлениях.

Сталкиваться русские с кавказцами начали не пять лет назад. Может быть, пять лет назад на это стали обращать внимание СМИ. Кто из вас, тех, кому сегодня слегка за тридцать, не вспомнит историю из своей школьной жизни о том, как пятеро кавказцев побили русского мальчика, и за русского мальчика никто не вступился? Так вот, сегодня многое изменилось. Русские и кавказские мальчики теперь бьются толпами на задних дворах своих школ. Тут еще одна сторона культурного диссонанса. В целом, кавказские культуры находятся на совершенно ином этапе развития относительно русской. Если само слово «русский» четко ассоциируется с мягкостью и покладистостью, то ассоциация со словом «кавказец» прямо противоположна. Все кавказские культуры переживают пассионарный подъем. В этом, кстати, еще одна причина столь большого числа войн в регионе.

Но теперь, кажется, проснулся и "медведь". Нельзя недооценивать фанатское движение и прочие русские группировки, не далекие от экстремизма. Вполне возможно, что это зарождение нового пассионарного напряжения, которому, чтобы состоятся, в первую очередь нужен враг. Запад на эту роль уже не подходит, а тут враг прямо у тебя под носом. Этих новых русских людей с Кавказом уже не объединяет ничего. Для них это чужая, враждебная культура, которую необходимо вытеснить за пределы своей среды обитания. Как неизбежна смена погоды, так неизбежна и смена поколений. И новый взгляд на межнациональные отношения будет утверждаться в обществе со временем, вытесняя перспективу гармоничного сосуществования разных культур в одной стране.

Вся эта мрачная перспектива, в принципе, совсем не означает неминуемости развала страны в административно-территориальном смысле этого слова. Россия при жизни всех ближайших поколений, скорее всего, сохранится в нынешних границах. Проблема в том, что может возникнуть совершенно новая, анклавная форма жизни в государстве, жестко поделенном на «культурные автономии». Аналогий в мире полно.

Мы не знаем исследовательских трудов, которые предлагали бы комплексный план выхода из этой ситуации. Скорее, речь может идти уже не о попытке возврата к старым практикам взаимоотношений между носителями разных культур, а о выработке новых правил игры. Но для этого государству нужно до мелочей понимать этот новый формат национального вопроса. И еще один вопрос, который остается открытым: будет ли регион культурного конфликта локализован только северо-востоком Кавказа, или в него полноценно будет втянуто Поволжье и другие регионы российского Кавказа? Оптимистических прогнозов на сей счет мы тоже пока не читали. 

Антон Кривенюк


Истерия по исламу
топ видео
новости региона