Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Дагестанские чиновники тянутся к земле
02 мая 2012 15:16 Среда

Все это время республика переживает застой, потому что земли не обрабатываются из-за бесконечных разборок. Не стоит удивляться этому, ведь судьи, прокуроры и чиновники тоже являются владельцами колхозных земель. Они далеко не всегда реагируют на жалобы о незаконных сделках, а судебные решения часто приводят к окончательной утере крестьянами земли. Все эти проблемы в совокупности затормозили процесс формирования среднего класса.

Читайте также: Дагестан - новая Чечня?

Рост цен на земли делает конфликты более ожесточенными. Высокая плотность застройки наблюдается на равнине и в окрестностях городов. Население пригородных поселков, те самые колхозники, вытесняются богатыми застройщиками. На месте, где росли виноградники, идет стихийная стройка.

Местные жители, естественно, отстаивают свои права на земли. Учитывая, что судебные решения выносятся не в их пользу, противостояние происходит чаще на улицах. Конфликтующих сторон много. Это те же колхозники и местные жители, администрации поселков, мигранты и богатые скупщики земель. Конфликты имеют место в поселках Шамхал, Коркмаскала, Хушет, Ленинкент, Семендер, Джавгат, Атланаул, Какашура.

Дагестанские чиновники тянутся к земле. 27088.jpeg
Крестьяне села Джавгат тоже лишились земель

Как и многие другие совхозы в Дагестане, некогда богатый и процветающий Винсовхоз имени Дахадаева, что в поселке Шамхал-Термен, недалеко от Махачкалы, был реорганизован не совсем по закону. В 1999 году его преобразовали в ГУП (он остался в собственности у государства). Сделано это было, как считает один из участников постоянных акций протеста Магомед Арипгаджиев, чтобы не предоставлять земли и имущество совхоза рядовым работникам. Сейчас от некогда богатого совхоза ничего не осталась. А те, кто десятилетиями вкалывал, чтобы сделать совхоз богатым и процветающим, остались ни с чем. Магомед Арипгаджиев вспоминает, что винзавод совхоза, который перерабатывал 600 тысяч тонн винограда, был разграблен. Оборудование и цистерны были распроданы на цветной металл. Виноградные плантации были уничтожены: по ним проехались гусеничными тракторами. Техника, скот, ферма - все бесследно исчезло. Осталась земля - 480 гектаров, которые де-юре находятся в собственности государства, а де-факто им распоряжается узкий круг лиц. Чтобы вернуть земли, законные хозяева дошли до Верховного суда. Но добиться восстановления своих нарушенных прав они не могут.

Вместо того чтобы работать, жители села Чанкурбе Буйнакского района были вынуждены часто митинговать. Как рассказал Магамед Манатов, один из активистов, земельный комитет района передал земли колхоза третьему лицу в аренду на 25 лет. Основанием послужило собственное заключение о том, что земли не использовались. А колхозники утверждают, что они разводили там скот и выращивали люцерну. Эта земля была единственным источником дохода для большинства жителей села Чанкурбе, где проживает пятьсот семей. Затем председатель колхоза тайно подписал мировое соглашение с арендатором, согласно которому колхоз имени Карла Маркса полностью признает исковые требования арендатора ООО НПП "Агросоюз" и обязуется возместить убытки в сумме 1 259 940 рублей. Наличных денег у колхоза не было, поэтому исковые требования удовлетворили натуральной оплатой. Рядовые колхозники обжаловали мировое соглашение. Разбирательство началось районом суде, а продолжилось в арбитражном суде Дагестана. В итоге дело дошло до кассационной инстанции в Краснодаре, которая удовлетворила иск арендатора. Как считает Магомед Манатов, директор колхоза не предоставил в суд необходимые документы и сделал все, чтобы колхозники проиграли.

Работники ГУП "Манаскентский" три дня пикетировали здание администрации, выступая против отстранения от занимаемой должности своего директора. Это бывший совхоз, один из немногих, где сохранился винзавод и виноградники. Предприятие функционирует, платит налоги, рабочие получают зарплату. Как считают работники ГУП, в поселке есть группа людей, которая пытается просто захватить предприятие, а потом распродать его земли, расположенные на живописном побережье Каспийского моря, примерно в 35 километрах южнее Махачкалы.

Село Новая-Кора после реорганизации местного совхоза "Энгельский" стало одним из очагов нестабильности в Дагестане. Как рассказал активист Никамагомед Магомедов, общественных земель, где можно было бы пасти скот, осталось совсем мало. Земельные участки перешли в собственность СПК, то есть ограниченного круга лиц. А простым сельчанам негде пасти животных. Сельчане вынуждены самостоятельно покупать корма и сено для скота, а скотоводство без земли попросту разоряет их. Естественно, жители села этим не довольны. Из-за земельных споров в селе не раз происходили массовые драки. В одном из разборок был избит глава села Новая-Кора, который защищал интересы сельчан.

Муса Мусаев

< 1 2
топ видео
новости региона