На каком-то этапе, говорит Искандерян, имперская политика создания смешанных зон сменилась на исходящую от самих коренных кавказских обществ практику моноэтнизации территорий. Эта культура, которая для Кавказа была совершенно неестественна, еще с 60-х годов более или менее успешно начала продвигаться в разных районах Кавказа.
Как рассказывает Александр Искандерян, первой жертвой новой политики стала Нахичевань - азербайджанская автономия, в которой раньше проживало очень много армян. В наше время таких, ставших моноэтничными, регионов появилось намного больше.
"Для того чтобы превратить территорию в населенную представителями только одной культуры, используются все известные нам с древних времен формы. Это изгнание, "мягкие формы" переселения, такие как депортации, войны, ну а если все это не помогает, то убийство", - говорит Искандерян.
Читайте также: Политика двойного геноцида
"Зеркалом" Нахичевани в начале 90-х годов прошлого века стал Нагорный Карабах. Теперь там живет только одна азербайджанка и несколько русских. Карабах - на сто процентов армянский регион. Нет больше колоритных кавказских мегаполисов. В Баку теперь живут только одни азербайджанцы, в Ереване - армяне, Тбилиси, в определенной степени, остался многонациональным городом, но и он стремительно "огрузинивается". На Кавказе нет больше таких уникальных сообществ, как греческая, курдская, немецкая или эстонская общины.
Люди, которые растут на Кавказе в наше время, уже не знают по три языка. Искандерян привел хороший пример. "Когда мы были молоды, мы рассказывали друг другу анекдоты про азербайджанцев, грузин, или армян. А теперь мои дети шутят над абаранцами, гюмринцами или ереванцами, то есть над разными группами самих армян. Они уже не знают, как выглядят азербайджанцы", - говорит Искандерян.
Между прочим, по словам Искандеряна, процесс моноэтнизации происходит не только на Кавказе. По подобному принципу созданы все государства Восточной Европы. "И масштабы там другие. В Судетской области жило не 120 тысяч человек, как в Карабахе, а три миллиона немцев. И где они все теперь?", - вопрошает Искандерян.
В общем, по словам политолога, на Кавказе мы имеем дело с совершенно новым процессом межнационального размежевания и создания моноэтничных территорий. Кавказ теряет свой исторический колорит, который складывался за счет совместного проживания людей, являющихся носителями самых разных культур.