Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Светская Грузия разочаровала Амирэджиби
29 октября 2010 21:12 Пятница

9474.jpegКлассик грузинской прозы Чабуа Амирэджиби объяснил, почему он ушел в монахи. Проповедник жизни по совести не увидел в Грузии ни одной политической силы, которая вывела бы страну из затяжного кризиса. Перед самым постригом он, однако, успел благословить «Народное представительное собрание». Хотя, наверное, даже оно не сможет установить в реальности принципы справедливости, по которым жил главный лирический герой писателя - «грузинский Дубровский» Дата Туташхия.

Амирэджиби был горяч и вспыльчив, как и многие его соплеменники. Но с возрастом страсти уступают место мудрости или бессилию. И то и другое вместе привело известного писателя, бывшего советского диссидента, автора одной из вершин грузинской прозы «Дата Туташхия» к монашеству.

Полторы недели назад он принял постриг и новое имя - Давид. Священный Синод Грузинской православной церкви в виде исключения разрешил больному 89-летнему писателю пребывать не в монастыре, а в собственном доме. Много лет назад ему пришлось перенести операцию на горле. У него был рак. После этого писатель лишился дара речи. Он мог лишь водить пером по бумаге, создавая шедевр за шедевром - «Дата Туташхиа», «Гора Мборгали», «Георгий Блистательный».

Признанию и литературным премиям Грузинской ССР и СССР предшествовали годы сидения в советских лагерях. За несогласие с генеральной линией партии. И за ранее репрессированных родителей, происходивших из княжеского рода.

Самый известный из его героев Дата Туташхия, о котором благодаря фильму «Берега» говорил весь Советский Союз, тоже противостоял принятым порядкам, только в другое, царское время. Он предпочел стать абреком - лесным разбойником - но не отказаться от своих принципов справедливости. Дата мог быть жестоким, но глубоко убежденным в праведности своих поступков.

В абреке отразились некоторые черты самого Амирэджиби, не привыкшего сдерживать эмоций. Однажды он обозвал «швалью» северокавказские народы. Сгоряча, во время грузино-абхазской войны, когда на помощь Сухуму пришли адыгские ополченцы. На той войне у Чабуа Ираклиевича погиб старший сын Ираклий. Сопровождал на фронте журналистов. На их глазах, под прицелом телекамер получил смертельную пулю.

А годом ранее Амирэджиби чуть сам не стал жертвой гражданских разборок. Он перешел дорогу первому президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа. Как вспоминает литературовед и правозащитник Марлен Кораллов, с которым он сидел в лагерях в советские годы, национальный лидер обозвал писателя одним из предателей, которые «день и ночь клевещут на нашу страну, на нашу власть». Тогда в Тбилиси хозяйничали вооруженные отряды бывших уголовников «Мхедриони» и «убирали» неугодных новой власти.

С тех пор минуло 20 лет, а Грузия так и не стала такой, какой ее хотел бы видеть Чабуа Амирэджиби. Он покинул светский мир, уйдя в монахи. Причем, как следует из интервью писателя газете «Квела Сиахле» («Все новости»), белое монашество не запрещает ему деятельности на благо отечества. Однако у него почти не осталось надежды на перемены к лучшему.

«Я ждал, что в жизни нашего народа появится человек, деятель, который обозначил бы нации пути осуществления цели. Никто не появился. Мне же не хватило таланта и фантазии выполнить национальное дело, то есть сформировать список практических шагов, и я подался в белое монашество», - объяснил он.

1 2 >
топ видео
новости региона