Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
"Смертницу, убившую шейха, подготовили люди извне"
29 августа 2012 19:19 Среда

Дагестан замер в ожидании продолжения нехорошей истории, начавшейся вчера с убийства шейха Саида-эфенди Чиркейского. Что может произойти - гражданская война или "варфоломеевская ночь", как говорят многие? Или местным лидерам удастся вернуть ситуацию в нормальное русло? Специально для GTimes на эти вопросы отвечали эксперты Мадина Шавлохова и Сергей Маркедонов. 

Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон.

- После развала СССР в Дагестане образовался клубок проблем, несвойственный никакому другому региону в составе РФ. Здесь есть межнациональные, земельные, миграционные проблемы. Никакая из этих проблем не была решена. Но конфликт между сторонниками так называемого традиционного ислама и салафитского течения, которых многие называют ваххабитами, конечно, стоит особняком. И в этой борьбе все совершенно неоднозначно. И нет в ней однозначно плохих и однозначно хороших. И пока одни, салафиты, оказывались в лесу в подполье, то другие, "традиционные", оказались вовлеченными в коррупцию, в приватизацию власти и т. д. И даже все это не полная картина дагестанской мозаики.

С одной стороны, погибший Саид-эфенди Чиркейский воспринимался исламскими радикалами как "агент Кремля". Но это заблуждение. Москву и сторонников официального ислама в Дагестане объединяет временный союз. Официальные исламские структуры выступали и выступают против распространения салафитских взглядов и подходов к теологии и религиозной практике. И вот в этом суть этого союза. Во многом другом деятельность Духовного управления мусульман Дагестана не особо синхронизировалась с государственными интересами России. 

В последние годы мы видим, что обе стороны религиозного противостояния в Дагестане наконец осознали важность достижения согласия и примирения. Так, 15 декабря 2010 года в Махачкале прошел Съезд народов Дагестана, на котором прозвучали призывы подвергнуть коррекции республиканское законодательство по религиозным вопросам. Прежде всего речь шла о региональном законе "О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" (1999 год). Можно вспомнить и о создании в ноябре 2011 года комиссии по адаптации боевиков, покинувших подполье. 

Роль убитого шейха во всем этом была огромной. Это его личное участие в процессе внутриисламского диалога. В апреле 2012 года представители суфиев и салафитов достигли первой компромиссной публичной договоренности. Поэтому организаторы этого покушения не могли не предвидеть последствий его убийства. 

Мадина Шавлохова, журналист, политолог. 

- Дагестанское общество многонационально. Оно и раньше умело договариваться. Разумеется, среди последователей шейха Саида-эфенди очень много тех, кто сейчас агрессивно настроен. Но, с другой стороны, основные его сторонники - старейшины - люди мудрые и спокойные. Он и сам призывал к спокойствию и диалогу.

Думаю, ожидать варфоломеевской ночи или какой-то мести вряд ли стоит. Скорее всего, будет общее совещание представителей разных религиозных течений, и они смогут за общим столом прийти к какому-то единому мнению.

Почему не хотят однозначно возлагать ответственность на салафитов? Потому что, думается, и для них очень опасен тот сценарий развития событий, который происходит сейчас. В конечном итоге урегулирование проблем и в интересах салафитов, потому что есть те, кто может прийти и порезать их самих.

По словам людей, с которыми я сегодня беседовала, смертницу, убившую шейха, подготовили не те люди, которые живут в Дагестане, а силы извне. Что бы ни было на самом деле, с точки зрения сохранения мира такая версия благоразумна. Есть ощущение, что в данном случае может идти речь о внешней силе, не заинтересованной в том, чтобы в Дагестане был мир.

- А если конкретнее, кому может быть выгодна дестабилизация в Дагестане?

Нельзя исключать, что спецслужбами, в том числе некоторых близлежащих стран. Не исключено, что это делается через Азербайджан, через Грузию. Мы же знаем: несмотря на то что граница хорошо оснащена, на самом деле она дырявая. Невозможно козьи тропы контролировать. И литература доставляется, и деньги доставляются.

- Не редкость, когда смертницами становятся вдовы или жены боевиков. И не впервые среди них русские по происхождению. Как это сложилось?Люди, которые пропагандируют радикальный ислам, отличные психологи. И очень хорошие ораторы. У них масса возможностей, чтобы убедить людей совершить то или иное преступление. А надо иметь ввиду, с каким контингентом они имеют дело. Это люди, у которых максимальный уровень образования 10 классов. Хотя в данном случае девочка вроде бы училась в университете. Поэтому тот, кто готовил эту девочку для данной акции, очень хорошо понимал ее состояние и мог ей руководить. И это совсем не легко - поработать над психикой человека так, чтобы он готов был подорвать и себя, и людей. Вообще, можно и в этом случае говорить о том, что перед нами малообразованные и не всегда психически уравновешенные люди.


Дагестан ждет гражданская война?
топ видео
новости региона