Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Абхазы поставили турок на место
20 апреля 2010 17:40 Вторник

Тогда эксперты в интервью GeorgiaTimes сошлись во мнении, что Турция примет предложение, но в собственных интересах - ради усиления на Кавказе. При этом президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели отметил нынешнюю непредсказуемость Турции, которая позволяет вопреки стратегическим отношениям с США договариваться с Россией и Ираном. А директор Южно-Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий, напротив, указал, что турецкие интересы на Кавказе в корне расходятся с российскими.

Как показал вчерашний визит дипломатов в Сухум, Турция действительно взялась за продвижение грузинской стратегии. В конце концов, роль посредницы позволяет и ей легально, с разрешения Тбилиси, сотрудничать с Абхазией.

Но абхазскую сторону это, мягко говоря, не устраивает. Когда турецкий посол начал разговор о «механизмах взаимодействия между турецкой и абхазской стороной в сфере бизнеса и торговли» премьер Сергей Шамба его остановил. «Прежде всего нам хотелось бы выслушать представителя МИД Турции. При всем уважении к вам, вы не посол Турции в Абхазии», - поставил он Левента Мурата Бурхана на место.

«До тех пор, пока Турция не признает Абхазию, пока здесь не будет посольства Турции, мы будем вести разговор, не с аккредитованными в Грузии дипломатами, а с представителями министерства иностранных дел Турции», - добавил он.

Смягчило формулировки только последовавшее за этим воспоминание о временах блогады со стороны СНГ, когда «связь с Турцией была единственной возможностью для выживания нашего народа». Но и тут не обошлось без горькой пилюли. Сейчас, по словам Шамбы, двусторонние отношения в некоторых моментах ухудшились. В частности, турецкая сторона стала требовать, чтоб в оформлении судовых документов писалось, что они из Грузии.

В то же время, премьер-министр заметил, что «возможно развитие отношений и без признания, как оно сформулировано в стратегии Евросоюза». С этим утверждением представительница МИД Гольдер полностью согласилась, пообещав сотрудничать и без официального признания. «Абхазская диаспора является мостом между нашими странами. Мы считаем, что нам очень повезло, абхазская диаспора очень активна в Турции, она может внести свой вклад в развитие наших отношений», - сказала она.

От обсуждения стратегии Шамба уклонился, предложив сконцентрироваться на абхазо-турецкой проблематике. «Более конкретный разговор мы ведем с теми странами, которые нас признали», - добавил он, подразумевая Россию, Никарагуа, Венесуэлу и Науру.

Тогда турки подняли вопрос по стратегии на встрече с министром иностранных дел Максимом Гвинджия. Но, очевидно, не добились успеха, так как дипломат после встречи заявил: «Турецкая делегация озвучивала в основном предложения, которые были подготовлены Грузией, в частности, стратегию Тимура Якобашвили (госминистра Грузии по реинтеграции - ред.). Мне нечего сказать по ней».

Встреча с Багапшем не состоялась. Прием оказался не слишком плодотворным. Абхазы дали понять туркам, что они никуда не денутся, так как два народа связаны исторически. Как заверил Шамба, «политическая конъюнктура со временем изменится, мы подождем». А пока Абхазия предпочитает налаживать отношения с теми, кто ее уже признал.

Саломэ Батиани

< 1 2
топ видео
новости региона