Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Конституционные метаморфозы: из огня да в полымя
19 июля 2010 20:45 Понедельник
составляющая отношений, хотя российский рынок всегда для Грузии был важен и занимал 80 процентов экспорта. Нас не устраивает и политическая составляющая. Если в таком режиме продолжать отношения с Россией, у нас будут плачевные результаты. В этом плане нас не устраивает новая конституция, которая продлевает возможность сегодняшнему правительству в видоизмененной форме руководить республикой. На то мы и оппозиционная партия.

 - Вы имеете в виду, тот вариант развития событий, при котором Михаил Саакашвили может стать премьером, и опять в его руках останется власть?

 - Конечно, он останется фактическим руководителем республики опять на долгий срок.

 - Но ведь идею сделать Грузию парламентской республикой вместо президентской выдвинула оппозиция еще в прошлом году во время массовых акций протеста...

- Это была идея одной из политических партий, но это не значит, что это идеальный вариант для Грузии.

- Вы сами не сторонник парламентской республики?

- Я не могу так сказать. Просто сейчас этот вариант предполагает продление полномочий сегодняшнего правительства. Это нас не устраивает. В этом варианте, который сегодня принимается, проглядывает  мысль, которая наверняка не будет способствовать улучшению отношений с нашим северным соседом, а это плачевно для Грузии.

Между прочим, месяц назад, когда государственная конституционная комиссия выбирала базисный вариант основного закона страны и остановилась на проекте председателя комиссии Автандила Деметрашвили и секретаря Тенгиза Шарманашвили, в оппозиции этот выбор приветствовали.  Член общественной комиссии Георгий Хуцишвили был рад тому, что  были отклонены два других варианта с «суперпрезидентским» уклоном. Почему же теперь общество протестует, поинтересовалась у него GeorgiaTimes.

- Вы знаете, проект Деметрашвили был действительно самым приемлемым, но это не значит, что он приемлем по всем параметрам для общества и оппозиционного спектра партий. Мы, общественная конституционная комиссия, в которую я вхожу, сами позже выступили с критикой  этого проекта. Мы нашли там серьезные неполадки.

 - Что же это за недочеты?

 - Мы увидели, что там недостаточно разработан механизм, который дал бы возможность предотвращать и разрешать конституционные кризисы, в частности, парламентские. То, что сегодня утверждается, считается смешанной моделью между президентской и парламентской республикой. Но на самом деле, этот проект позволяет президенту волевым решением разогнать парламент в том случае, когда еще есть возможность парламентским путем урегулировать кризис. По этому пункту на страницах прессы была серьезная дискуссия, и в этом конкретном случае председатель конституционной комиссии Деметрашвили признал, что был недочет, и пообещал его исправить. Наш вариант был больше в сторону парламентской модели. А тот вариант, который утверждает государственная комиссия, называется смешанным, он оставляет больше прав президенту. Мы считаем, что все ветви власти - законодательная и исполнительная должны быть больше сбалансированы.

- Но ведь большинство оппозиционных партий как раз боятся, что Саакашвили останется у власти в роли премьера, и поэтому не хотят усиления функций парламента и премьер-министра?

 - Да, это другая опасность. Если слишком усилить власть премьер-министра, то основные бразды правления, когда Саакашвили уйдет с должности президента и станет премьером, у него сохранятся, потому что в новой модели  премьер-министр будет обладать чрезмерными полномочиями. Существует обеспокоенность, что в Грузии разыграется путинский вариант.

- Так и ваши поправки в пользу усиления парламентской власти...

- В нашем варианте учтены такие механизмы, которые предотвращают ситуацию, когда одна партия получает конституционное большинство и доминирует в парламенте.

Артем Горбунов

< 1 2
топ видео
новости региона