Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Интерпретации поражают историю Кавказа
15 февраля 2011 16:33 Вторник

И, похоже, мнение ученых было услышано. В Общественной палате России вчера прошло заседание за круглым столом на тему "Кавказ между миром и войной. Проблемы понимания истории". Организатор - советник президента России Максим Шевченко - подчеркнул, что ученым предстоит создать общую концепцию истории, которая подразумевают главную цель - "строительство общегражданской, российской политической нации". А это уже прямое поручение Дмитрия Медведева, данное 11 февраля в Уфе на заседании президиума Государственного совета: "Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну".

Как появляются вздорные исторические теории в северокавказской науке? Представитель института востоковедения РАН Фасих Бадерхан, выступавший в Общественной палате, усмотрел тут "западный след": "Еще в XIX веке европейские спецслужбы работали на Кавказе, и когда какие-то народы собирались добровольно войти в состав России, они назначали там имамов, которые начинали национально-освободительную борьбу". В свою очередь директор национальной библиотеки Чечни Эдильбек Хасмагомадов обвинил академическую науку, которая не занимается интересующими людей вопросами, бросая их на произвол "самоучек, политизированных дилетантов".

Участники заседания сошлись на том, что нужен единый учебник по истории и культуре для всех республик Кавказа. Но под силу ли эта задача российским ученым?

Попытка создать общий учебник для нескольких народов уже была предпринята в Закавказье в конце 90-х - начале 2000-х годов. Ее назвали "Тбилисской инициативой", так как она была обнародована на региональном семинаре "Реформа преподавания истории в общеобразовательных школах" в Тбилиси в 1997 году. Россиские преподаватели принимали там участие наравне с грузинскими, армянскими и азербайджанскими. Проект финансировал Совет Европы в рамках поддержки реформы образования в бывших советских республиках. Сначала планировали закончить работу над единым учебником к концу 2000 года, потом неоднократно сдвигали срок, но в итоге пособие так и не опубликовали. Споры - кто первым пришел в Закавказье, кто был цивилизованней, являлось ли Урарту армянским государством, перебирались ли первые европейцы через грузинские горы, справедливо ли русские с грузинами наказали азербайджанцев в Гянджи - так и остались неразрешенными.

А главное, уровень дискуссий нередко сводился к банальному "мамой клянусь, дева Мария была грузинкой", так что остались все страны при своих учебниках. В Грузии внезапно появились 200 лет российской оккупации. Азербайджан, как гласят учебники, помог Колумбу открыть Америку, потому что "великий азербайджанский ученый Насиреддин Туси на основании своих математических расчетов указал на существование этого материка". И конечно, в каждой стране ученые обязательно включали территорию соседнего государства в свой состав на каком-нибудь этапе истории. Как тут не вспомнить анекдот про азербайджанцев, которые говорят армянам: "Когда мы пришли в Нагорный Карабах, здесь еще никого, кроме обезьян не было". А армяне отвечают: "Так это мы и были!".

У каждого кавказского народа к северу и к югу от горного хребта много исторических притязаний. И найти компромисс, как показал опыт "тбилисской инициативы", будет очень непросто. Тем более что сейчас вопросы прошлого имеют большое политическое значение.

Те же адыги и черкесы хотят перед Сочинской олимпиадой поставить памятник жертвам "геноцида", устроенного Российской империей. Вопрос об этом тоже был поднят на заседании Общественной палаты и едва не довел до драки.

Ведь по российской версии, мухаджирство адыгских племен было организовано турецкими агентами. А кто не поднимал восстаний и хотел остаться, те прекрасно живут и посейчас. Разве можно сравнивать методы Российской империи при присоединении территорий, скажем, с уничтожением индейцев в Америке? Из 20 миллионов краснокожих сейчас осталось только 35 тысяч. Во Франции же восставшие малые народы пикардийцы, фламандцы, гасконцы, провансальцы и другие в XIX веке были ликвидированы, и упоминания о них уцелели только в музеях. Россия сохранила все подчинившиеся ей народы, а многие развила, спасла и окультурила. И об этом следовало бы помнить всем, кто пишет учебники по истории Кавказа.

Саломе Батиани

< 1 2
топ видео
новости региона