Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Боевики перешли на рубли
01 августа 2013 19:58 Четверг
Боевики перешли на рубли. 21843.jpeg

Заграничное финансирование больше не является основой для незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. Они перешли на самофинансирование, заявил накануне начальник Центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по СКФО Саид-Хусейн Шамсатов. Уголовные дела против сибирских нефтедобытчиков, московских разбойников и дагестанских чиновников, обвиняемых в пособничестве боевикам, подтверждают его правоту. Но это также значит, что нестабильность на Кавказе порождает плохая работа силовиков, а не иностранные происки.

"Откуда у боевиков деньги на оружие, средства связи, боеприпасы, продукты питания?" - наивно спросил некто Василий у полковника полиции Саида-Хуйсена Шамсатова, возглавляющего Центр "Э" по Северному Кавказу, во время вчерашней онлайн пресс-конференции на портале skfo.ru.

"Могу сказать, что еще некоторое время назад, основу финансирования незаконных вооруженных формирований составляли денежные средства, поступавшие из-за границы. Имеющаяся оперативная и иная информация позволяет с уверенностью заявить, что в последние годы бандподполье перешло на самофинансирование", - ответил Василию Саид-Хусейн Саид-Хасанович.

Он назвал несколько методов добычи денег боевиками: разбои, грабежи, кражи, вымогательство у предпринимателей, контрабанда товаров. "Часть денежных средств поступает от лиц сочувствующих бандитам и пособнической базы", - добавил полковник. Зарубежные источники он, впрочем, тоже не исключил, так как " хозяева" террористов "имеют в этом прямые для себя выгоды".

Два года назад тему финансирования бандподполья из местных каналов поднял полпред в СКФО Александр Хлопонин. С тех пор всем стало понятно, что в КБР бандитам платят мелкие предприниматели в сфере туризма и производители нелегального алкоголя, что в Дагестане бизнесмены и чиновники откупаются от боевиков, чтобы не получать флэшки с угрозами, что в Ингушетии на крючке у бандподполья сидят даже члены правительства.

Шамсатов утверждает, что МВД с этим борется, и у министерства "есть конкретные результаты данной работы". Но честно сказать, результатов-то в виде нехватки патронов или мора боевиков от голода мы как-то не замечаем. Даже наоборот, на Северном Кавказе чувствуется ухудшение обстановки, если боевиков со взрывчаткой ловят уже и на Ставрополье.

Есть, конечно, результаты по "палочной системе". То есть задержаны люди и преступные сообщества, которые участвовали в финансировании северокавказского терроризма.

В КБР за прошлый год, по данным министра внутренних дел по республике Сергея Васильева, выявлены пять фактов финансирования террористической деятельности. Один из них заслуживает особого внимания, так как речь идет о сборе пожертвований в мечети. Мирные мусульмане, доверившись имаму Мухаммеду Маргушеву, оставляли подаяния для малоимущих, а по факту спонсировали убийства на родной земле. По данным следствия, имам передал находящемуся в розыске лидеру местного НВФ Исламу Жанову 80 тысяч рублей. Кроме того, он снабжал бандитов телефонами, симкартами и флешками.

В этом году кабардино-балкарское МВД задержало жителя Баксана, который вымогал у женщины 30 тысяч рублей для передачи террористам, и жителя Тырныауза, который передал бандитам Арсену Хандохову и Артуру Энееву деньги на приобретение оружия и компонентов для изготовления взрывных устройств.

В Ингушетии глава республики Юнус-Бек Евкуров еще в 2010 году, после задержания боевика Али Тазиева по кличке "Магас", признал, что ингушское бандподполье получает деньги от чиновников и бизнесменов в обмен на гарантии безопасности. "Для нас сегодня очень важно выявить тех, кто таким образом финансировал боевиков, и тех, кто сейчас финансирует, платит преступникам дань, а они на эти деньги убивают простых милиционеров и военных", - говорил он. Однако когда подозрения пали на председателя ингушского правительства Мусу Чилиева, Евкуров назвал это провокацией. Имя "Челиев Муса" с припиской "министр экономики" фигурировало в этом году в записной книжке террористов, попавшей в руки спецслужб после очередной спецоперации. А чуть позже этого чиновника в ежемесячном перечислении по миллиону долларов на нужды НВФ обвинил в эфире "Первого канала" телевидения сдавшийся боевик Ибрагим Торжхоев. Депутаты Госдумы от Ингушетии обратился с запросом в Генпрокуратуру России, чтобы проверить эти сведения, но итогов проверки пока нет. В свою очередь Чилиев попросил Генпрокуратуру разобраться, кто стоит за этими слухами.

Зато с экс-чиновниками в Ингушетии не церемонились. В этом году в собственном доме во время обыска был убит бывший заместитель министра строительства и финансов Ингушетии Султан-Гирей Хашагульгов, подозреваемый в пособничестве террористам. В Долаково в собственном доме был взорван вместе с боевиком Ибрагимом Местоевым сын экс-министра сельского хозяйства Ингушетии Бамат-Гирея Манкиева Якуб.

В Дагестане в прошлом году был осужден житель Хасавюрта Аюб Тулиев, который финансировал деятельность участников бандподполья, а также перевозил оружие и боеприпасы для боевиков. В этом году в спецоперации в поселке Семендер был убит депутат Магомедхабиб Магомедалиев, который, как заявили спецслужбы, был тесно связан с бандитской группировкой Ибрагима Гаджидадаева. По слухам, этот главарь являлся подручным арестованного ныне мэра Махачкалы Саида Амирова. А совсем недавно в Дагестане за финансирование террористов из средств программы по обеспечению жильем детей-сирот был арестован глава Каякентского района Дагестана Ильмутдин Гамзаев. В уголовном деле речь идет о хищении десятков миллионов рублей.

В КЧР профинансировать банду попытался отбывающий наказание на Ставрополье Вахид Абдуллаев, попросив свою сожительницу из Азербайджана перечислить пять тысяч долларов жителю республики Шамилю Балкарову.

Спонсируется северокавказское подполье и из других регионов России. В Москве задерживали грабителей, "трудившихся" на благо НВФ, в Сибири раскрыли нелегальный канал поставки промышленного золота с Колымы в Ингушетию, находили подпольные цехи изготовления фальшивых денежных купюр, доход от которых поступал в НВФ на Кавказе.

В общем, как и сказал полковник из северокавказского центра по борьбе с экстремизмом, "определенные результаты" есть. В мае этого года глава Совбеза России Николай Патрушев заявил, что количество преступлений террористической направленности снизилось на 43 процента. Но, по его же словам, "общая результативность работы по обеспечению государственной и общественной безопасности на Северном Кавказе остается невысокой". И если раньше тот же Патрушев обвинял в дестабилизации обстановки в регионе Грузию и другие страны, через которые террористы получают оружие и деньги, то теперь кивать не на кого. Террористы перешли на хозрасчет, и если российские силовые структуры не могут перекрыть им кислород, то это только их недоработка.  

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона